Ведущим условием для полного восприятия младшими школьниками литературного произведения является понимание каждого слова художественного текста. Умение учащихся работать с текстом способствует развитию речевой, коммуникативной культуры, прививает эстетическое отношение к действительности, которая отражается в художественной литературе. Между тем, буквальное запоминание текста считается препятствием для развития младшего школьника, поскольку такой ребёнок в будущем, вероятнее всего, будет испытывать сложности в дальнейшем обучении. Главным остается не поверхностное восприятие текста, а формирование полноценного навыка чтения, которое способствует развитию, как и психических процессов школьника, — память, мышление, воображение, так и на формирование личности в целом [1].

Проанализировав литературу по данному вопросу, решили провести исследование на базе МОБУ СОШ № 31 города Якутска в 3-б и 3-г классе. Всего приняло участие 57 респондентов. Для нашего исследования было выбрано произведение писателя «Старый пес». Данный рассказ был отобран ещё и потому, что дети не были  знакомы с этим произведением, что является основным условием выбора текста для нашего исследования.

Для выявления уровня восприятия литературного произведения мы выбрали метод самостоятельной постановки детьми вопросов к тексту. Вопросы, которые задаются учениками, позволят выявить, на что именно направлено внимание детей при самостоятельной работе с текстом, о чем они задумываются, что остаётся им незамеченным. Для апробирования результатов исследования нами была использована классификация М.П. Воюшиной [1], которая была разработана специально для детей младшего школьного возраста. На наш взгляд, данная классификация более точно определяет уровень развития восприятия у младшего школьника.

Результаты исследования 3-б класса. Фрагментарный уровень. Результаты исследования показали, что из 27 учащихся 7 находятся на данном уровне. Это является важным показателем отставания в литературном развитии, так как данный уровень является нормой для детей дошкольного возраста. По вопросам видно, что дети читали текст не особо внимательно, поверхностно и не старались понять деталей текста, в итоге у большинства неверно сформулированы вопросы.

Констатирующий уровень. На данном уровне было выявлено 19 учащихся. Из них 11 мальчиков и 7 девочек. При постановке вопросов к произведению они все стремились, как можно более детально воспроизвести события, которые происходили в рассказе, то есть дети задавали вопросы строго по сценарию. Это свойственно для данного уровня восприятия. Некоторые дети повторили постоянно задаваемые вопросы учителя на уроке.

Уровень героя. На уровне «героя» находится 1 ученик. Ребенок преимущественно задавал вопросы, которые, прежде всего, были связаны с выявлением мотивов поведения героев, он с легкостью интерпретирует события, замечает важные детали событий. Интерес учащегося ориентирован только на героя и его эмоции. Поэтому по поставленным вопросам видно, что главный акцент ребенок делает на персонаже, а об авторе рассказа даже не упоминает.

Результаты исследования в 3-г классе. Проанализировав ответы учеников 3г класса, были получены следующие результаты: фрагментарный уровень – 9; констатирующий – 17; уровень героя – 4 респондента.

9 учащихся находятся на фрагментарном уровне. Как и у первого класса, у детей отсутствует целостное восприятие литературного произведения. Ученики задают вопросы, которые не имеют смысла и отношения к тексту. Этот уровень, обычно прослеживается, у детей 5-6 лет. В данном случае, для учеников 3 класса, это является отклонением от нормы.

Констатирующий уровень характерен для 17 школьников. Здесь дети сосредоточены только на общей, внешней ситуации, которая описана в произведении. Вопросы детей носят репродуктивный характер, которые не требуют размышлений и раскрытия проблемы. Авторская позиция и художественная форма произведения остаются нераскрытыми.

Анализ данных исследования выявил, что в двух классах все-таки преобладает констатирующий уровень, а следующим уровнем представлен — фрагментарный. Ни у одного ребенка из 57 учащихся не был выявлен уровень идеи. Из этого можно сделать следующий вывод, что качество восприятия литературного произведения детьми не является достаточным для учащихся третьих классов, так как на этой ступени обучения, в идеале, не должен наблюдаться фрагментарный уровень, а большинство учащихся должны уже переходить с констатирующего на уровень героя.

Для того, чтобы увеличить уровень восприятия учащихся, следует повысить качество систематической работы на уроках литературного чтения. Использовать различные методы, педагогические технологии для увлечения школьника учебным процессом. Применять традиционные способы работы с текстом: пересказ, составление плана, иллюстрация произведения, чтение по ролям.

Все это, по-нашему мнению, будет способствовать развитию читательской деятельности, а в следствии этого и правильному восприятию литературного произведения младшим школьником. Ведь без специального обучения ребенок не сможет достичь ни уровня героя, ни уровня идеи.

Литература

  1. Воюшина М.П.Методические основы литературного развития младших школьников [Текст] / Воюшина, М.П. // Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников/ Т.Г.Рамзаева [и др.] / под общ. ред. Т.Г.Рамзаевой. — М. — С.40-85. — С. М.,2003.
  2. Киселёва  Т.В.  «Чудо-дерево»,  или  как  мы  привлекаем  детей  к  чтению  /  Т.В.  Киселёва,  Е.В.  Савиновская  //  Мир  библиографии.  —  2009.  —  №  4.  —  89  c.