Формирование личностных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий решается на каждом уроке. В групповой работе на уроке наиболее эффективно формирование универсальной учебной  деятельности. На уроке дети учатся  участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события.

Рассмотрим данный прием на примере учебного предмета «Окружающий мир» в 3 классе.  Урок строится на мобильной работе в группах. Группы формируются в начале урока. Каждый ученик получает карточку определенного цвета и цифрой. Дети объединяются в группы по показателям карточки. На каждое задание отводится время. За урок ученики должны выполнить 5 заданий перемещаясь по заданному маршруту. Во время работы на каждом этапе требуется заполнение маршрутного листа в виде таблицы.

Бланк №1.  Условные обозначения на карте.

 Условное обозначение название виды  состояние Выпиши полезные ископаемые добываемые в  Республике Саха (Якутия)
жидкие твердые газообразные

Бланк №2. Практическая работа.

Название состояние Запах Свойство цвет Где можно использовать
Твердое Тяжелее воды Легче воды Жидкое
Хрупкое Прочное

Бланка №3.  Профессии, связанные с поиском, добычей и обработкой полезных ископаемых.

Название профессии Чем занимается

Бланк №4.  Применение.

  Украшения металл для техники, строительства строительный материал памятники удобрение топливо

Бланк №4. Способ добычи.

 1. 2.

Бланк №5.  Охрана полезных ископаемых

№1 Меры по охране полезных ископаемых

Памятка для практической работы.

1. Рассмотрите образец

Определить его цвет. Имеет ли блеск?

2. Опустите кусочек в воду. Что происходит?

3. Проведите ногтем по породе.

Если остался след – то порода мягкая;

Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый;

Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.

4. Где используют и на основании какого свойства?

 

Станции с маршрутными листами.

  • №1. Работа с картой. №2. Практическая работа.№3. Профессия. Поиск. Добыча. Обработка. №4. Применение. Значение в жизни человека. №5. Охрана полезных ископаемых.

В конце урока дети выполняют обобщающий контроль полученных знаний и выводов. Определяют наиболее трудные задания, выявляют причину затруднения.

Таким образом, наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения (взаимодействие детей ради выявления и реализации индивидуальных возможностей и потребностей). Ученики учатся обсуждать задачу, намечать пути ее решения, реализовать их на практике и представлять найденный совместно результат.

Список использованной литературы

  1. Буланова М.В.- Топоркова Педагогические технологии- Москва — Ростов- на- Дону, 2004.
  2. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения — М., 2003.
  3. Сокорутова Л.В., Потапова М.А. Формирование экологического сознания младших школьников/ Всероссийская научно-практическая конференция студентов и аспирантов «Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе» Министерство образования и науки Российской Федерации ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова» Педагогический институт Кафедра возрастной и педагогической психологии- 4 апреля 2014 года-С.269-272.

References

  1. Bulanova M. V — Toporkova Pedagogical technologies — Moscow — Rostov — on — Don, 2004.
  2. Grebenyuk O. S., Grebenyuk T.B. The theory of training — M., 2003.
  3. Sokorutova L.V., Potapova M. A. Formation of ecological consciousness of younger school students / the All-Russian scientific and practical conference of students and graduate students «Actual problems of development of the personality in ontogenesis» Ministry of Education and Science of the Russian Federation of FGAOU VPO «Northeast federal university of M. K. Ammosov» the Department of Age and Pedagogical Psychology Teacher training college — on April 4, 2014 goda-C.269-272.