Современная коррекционная педагогика, как показывает практика деятельности специального   учреждения,  находится в состоянии поиска и самоопределения.  Апробация различных путей развития специальных (коррекционных) учреждений обусловлена целым рядом моментов. Одной из актуальных проблем  при построении программы развития, как учреждения в целом, так и каждого воспитанника в частности, является неоднородность контингента воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту с ОВЗ).

Совместное заседание Управляющего и педагогического советов при выработке стратегии и тактики действия по разработке пробной модели психолого-педагогического сопровождения завершено  решением о претворении в жизнь  обозначенных приоритетов  через создание и реализацию экспериментальной программы «Апробация технологий открытого образования и тьюторства в условиях специального (коррекционного) учреждения» в рамках   районной экспериментальной площадки.  Цель реализации данной программы состоит в  создании открытого пространства для субъектов образовательно-воспитательного и коррекционно-развивающего процессов посредством   модели тьюторского сопровождения  как нового вида службы и поддержки.

В связи с отсутствием в штатном расписании учреждения такой единицы, как тьютор, администрация учреждения определила тактическую задачу – формирование тьюторской позиции у педагогов  специального учреждения. Теоретический анализ специальной литературы,  собственный практический опыт по организации сопровождения позволяют констатировать, что  не каждый педагог способен выполнять функции постоянного тьютора для ребёнка с ОВЗ.  Тьюторская позиция  характеризует ценно-смысловое отношение педагога к своей профессии, а тьюторские убеждения  выражаются в умении строить  действия как коррекционные ситуации развития.

Формирование команды тьюторов осуществлялось в соответствии с Положением о тьюторе  и по определенному алгоритму. Первым условием  для включения в  команду обозначили «любовь к  детям». Вторым  необходимым условием права быть членом команды  является  владение  процессом индивидуализации, умение  видеть перспективный индивидуальный путь к качественному для каждого конкретного ребенка образованию и умение найти выход из  ситуации, где нормы не работают. Не маловажным условием включения в команду обозначили высокую лабильность в ответ на ситуации новой деятельности.

Согласно Положению о тьюторе,  модель тьюторского сопровождения в учреждении планируется представить  несколькими тьюторскими практиками:

  • сопровождение образовательных потребностей воспитанников с ОВЗ, посредством индивидуализации и образовательного процесса;
  • сопровождения дистанционного образования;
  • сопровождение образовательных потребностей воспитанников с ОВЗ, интегрированных из учреждения в общеобразовательные учреждения Нерюнгринского района путём обеспечения системного сопровождения профессиональной деятельности педагогов;
  • сопровождение психолого-педагогической и воспитательной компетентности родителей (лиц, их замещающих);
  • сопровождение начинающих педагогов;
  • сопровождение профессиональной деятельности педагогов учреждения;
  • сопровождение социально-педагогической деятельности по обеспечению физического, психического и социального благополучия детей, оставшихся без опеки родителей.

С 2011 года в учреждении  апробирован  механизм управления моделью тьюторского сопровождения  по следующим видам тьюторских практик:

  • в специальном образовании – сопровождение индивидуальных образовательных программ;
  • в открытом образовании – сопровождение разработки социальных технологий, проектов с целью социализации личности;
  • в дистанционном образовании –  сопровождение обучения посредством использования информационных технологий.

Обновление процесса сопровождения и  реорганизация его в тьюторское происходило в учреждении целенаправленно, методом проб и ошибок, способом накопления опыта работы  с ребенком с ОВЗ и его семьей на протяжении шести лет.  В таблице № 2 представлены апробированные и запущенные  тьюторские практики и периоды их перестройки.

Таблица № 2

Тьюторская практика  сопровождения образовательных потребностей воспитанников с ОВЗ, посредством индивидуализации и образовательного процесса
Обновление процесса сопровождения и  реорганизация его в тьюторское
2007-2012 г.г. – модернизация сопровождения индивидуаль-ных образовательных маршру-тов детей группы риска в тьторское сопровождение 2009-2012 г.г. — формирование модели тьюторского сопровождения в условиях дополнительного образования

 

2012-2013 год – апробация тьюторского сопровождения индивидуальных образователь-ных маршрутов одаренных детей
Тьюторская практика  сопровождения дистанционного образования
2009-2010 г.г. – создание методических и технических условий для апробации модели 2012-2013 г.г. — апробация тьюторской практики дистанционного сопровождения 2012-2013 г.г. – реализация тьюторской практики дистанционного сопровождения
Тьюторская практика  сопровождения  психолого-педагогической и воспитательной компетентности родителей (лиц, их замещающих)
2005-2012 г.г. – становление практики  сопровождения семьи в условиях Лекотеки как реализации технологии индивидуализации при поддержке образовательного  запроса 2008-2012 г.г. –   реализации технологии открытого образования  через семейные клубы.

 

2012-2013 – апробация модели сопровождения  разработки социальных технологий, проектов с целью социализации личности ребенка с ОВЗ и его семьи

 

 

Первоочередными для апробации стали те направления сопровождения, которые в той или иной форме существовали в учреждении.  Осмысление и систематизация результатов опыта работы по сопровождению ребенка с ОВЗ и его семьи показал, что технологии открытости и индивидуализации сами собой предполагает включение технологии тьюторства  в психолого-педагогическую деятельность учреждения.

Список использованной литературы:

  1. Ковалева, Т.М. Возможности тьюторского сопровождения в современном вузе // http://www.thetutor.ru/ higher/article01.htm
  2. Ковалева, Т.М. Открытые образовательные технологии как ресурс тьюторской деятельности в современном образовании // Тьюторское сопровождение и открытые образовательные технологии: Сб.статей. – М.: МИОО, 2008. – С. 8-16.
  3. Тьюторство как новая профессия в образовании: сборник методических материалов. – Томск,2001.

References:

  1. Kovalyova, T.M. Possibilities of tyyutorsky maintenance in modern higher education institution//http://www.thetutor.ru/ of higher/article01.htm
  2. Kovalyova, T.M. Open educational technologies as a resource of tyyutorsky activity in modern education//Tyyutorskoye maintenance and open educational technologies: Sb.statya. – M.: MIOO, 2008. – Page 8-16.
  3. Tutoring as a new profession in education: collection of methodical materials. – Tomsk, 2001.