На современном этапе развития общества существует общественная потребность в активизации ценностных ориентаций личности. Одним из достаточно значимых моментов сложившейся ситуации обучения, воспитания и развития в современной начальной школе является активная и целенаправленная воспитательная работа, направленная на формирование ценностных ориентаций младших школьников.

Формирование ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. Ценностные ориентации относятся к важнейшим компонентам структуры личности [1].

Психолог Б. М. Теплов говорит: «Музыка — это, прежде всего путь к познанию огромного и содержательного мира человеческих чувств. Лишенная своего эмоционального содержания музыка перестает быть искусством». Музыка проникает в самые глубины человеческой души, пробуждает чистые благородные чувства, позволяет осмыслить судьбы личности и состояние  мира. Воздействуя на мышление и чувства человека, музыка вызывает в его представлении образы реальной жизни, способствует переживанию и осмыслению их [2].

В современной психолого-педагогической науке все большее внимание  уделяется в возрастной динамике эмоционального развития ребенка. При этом выделяются три ярко выраженные ступени, которые характеризуют своеобразие эмоциональной жизни школьника (Э. Б. Абдуллин, Н. И. Непомнящая и др.).

На первой ступени обучения для детей характерна живая увлеченность самим процессом учения. При этом эмоциональные переживания детей тесно связаны с наглядными образами и представлениями. На следующих возрастных ступенях своеобразия эмоционального развития школьников особенно активно выражается в стремлении к общению, в желании приблизиться к духовной жизни сверстников. У детей резко возрастает потребность соотнести свои переживания с переживаниями других людей. На более высоких ступенях возрастного развития преобладает эмоционально-оценочная функция – стремление школьника овладеть определенными социальными нормами поведения и общения [3].

Способность музыкального искусства  к изобразительности, красочной передаче света и тени, многоплановости роднит музыку с изобразительным искусством. Образцом «музыкальной живописи» является «Рассвет на Москва-реке» М. П. Мусогорского (вступление к опере «Хованщина»). Музыковед В. А. Васина-Гроссман в этой связи отмечала: «мы слушаем эту музыку и словно видим, как загорается на небе розовая полоска зари, как первые лучи солнца золотят сначала кресты колоколен и верхушки теремов старой Москвы, а потом радостный утренний свет заливает весь пробуждающийся город» [4].

Наше исследование межпредметной связи проводилось в МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №33 им. Колосовой (с углубленным изучением отдельных предметов)» города Якутска, с сентября по ноябрь 2016 года на базе учебно-методического комплекса «Перспектива».

На уроках литературного чтения, изобразительного искусства и окружающего мира были активно применены следующие методики музыкального искусства:

  1. Метод наблюдения за музыкой (Б. Асафьев);
  2. Метод сопереживания (Н. А. Ветлугина);
  3. Метод музыкального собеседования (Л. А. Безбородова);
  4. Метод контрастных сопоставлений (О. П. Радынова);
  5. метод музыкального обобщения (Э. Б. Абдуллин);

В ходе повторного опроса результаты заметно улучшились. Наличие музыкальных способностей у учащихся распределено следующим образом: высокий уровень показали 46% детей, средний уровень — 32% детей, низкий уровень — 22% детей. Таким образом, мы можем сказать, что у детей сформированы личностно значимые музыкальные способности.

Анализ динамики проявления интереса за время исследования показывает заметное улучшение всех показателей. Данные контрольного этапа экспериментальной работы позволяют заключить, что проведенное исследование доказало возможность формирования ценностных ориентаций младших школьников средствами музыки на уроках в начальной школе.

Список использованной литературы

  1. Тугаринов В. П. Философия и проблема ценностей // Проблема ценности в философии. — М.: Наука, 2006.
  2. Зимина А. Н. основы музыкального воспитания и развития детей младшего школьного возраста. — М.: ВЛАДОС, 2010.
  3. Шадриков В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении. — М.: Просвещение, 2000.
  4. Осеннева М. С., Безбородова Л. А. методика музыкального воспитания младших школьников. М.: Издательский центр «Академия», 2013.

References

  1. Tugarinov V. P. Philosophy and a problem of values//a value Problem in philosophy. — M.: Science, 2006.
  2. Zimina A. N. of a basis of musical education and development of children of younger school age. — M.: VLADOS, 2010.
  3. Shadrikov V.D. Informative processes and capabilities in training. — M.: Education, 2000.
  1. Osenneva M. S., Bezborodov L. A. technique of musical education of younger school students. M.: Publishing center «Akademiya», 2013.