На современном этапе развития отечественного образования наблюдается тенденция к существенному расширению образовательного пространства. В связи с этим появилась потребность образовательных организаций в педагогах, способных креативно решать педагогические ситуации, проектировать развивающую социокультурную среду. В данном направлении наиболее успешным нам видится траектория индивидуального развития студента и реализация личностного подхода.

Идея личностно-развивающего образования в вузе сводится к созданию особого рода педагогической ситуации, затрагивающей вопросы статуса, признания, самоопределения, ведущие жизненные и профессиональные потребности студента и ставит его перед необходимостью проявления личностных и профессиональных качеств [1].

Создание личностно-развивающей ситуации в учебном заведении находится в сфере творчества каждого преподавателя. Технологии ее создания очень разнообразны. Однако эти технологии объединяют универсальные условия: педагогический процесс в группе должен носить характер рефлексивного смыслопоискового диалога; должны быть созданы условия для творческого самопроявления студента; преподаватель проявляет искренний интерес к личностному развитию студента.

Для осуществления такой работы, направленной на «поштучную» подготовку педагогов, необходимо придерживаться следующих принципиальных позиций, которые помогут в дальнейшем разработать индивидуальную программу профессиональной подготовки: тщательное изучение личности студента и ее индивидуально-типологических особенностей, уровня общей и профессиональной культуры, профессионального мышления; выявление, формирование и развитие профессиональных интересов студентов, что обеспечит их специализацию в профессиональном становлении; обеспечение различных форм самостоятельной учебной и внеаудиторной деятельности студентов новым содержанием на основе современных подходов к осуществлению профессионального становления, самообразования и самовоспитания; организация всех форм, этапов, ступеней учебно-научно-педагогического процесса в вузе на основе принципов «личность воспитывается личностью»; широкое использование демократических форм воспитательного воздействия и общения со студентами; переход к учебно-научному сотрудничеству студентов  и преподавателей (включение студентов в научные общества, проблемные группы, привлечение старшекурсников в качестве консультантов в подготовке курсовых проектов, рефератов, в выполнении контрольных, лабораторных работ на младших курсах, обеспечение участия студентов в выполнении научно-исследовательской работы кафедр, в заседаниях кафедр, подготовка и публикация совместных научных, научно-методических трудов и т.д.)

Реализация деятельности вуза на основе выделенных позиций требует, прежде всего, усиления функции самоуправления студенчества в вузовских формах учебно-воспитательного процесса. Особую важность имеет обретение будущими специалистами не только внутренней готовности к активному исполнению своих прямых профессиональных обязанностей, но и уверенности в своих деловых возможностях, понимания реальных требований к ним, как к специалистам, в постоянно меняющихся обстоятельствах практической деятельности. Профессиональная зрелость специалиста выражается в осознании им социальной значимости профессии, ответственности и в проявлениях социальной активности [3].

По отношению к личности студента самоуправление выполняет адаптационную, интегративную, прогностическую функции, а также в условиях самоуправления студенты осваивают управленческую культуру. Освоение управленческой культуры выражается в возможности осуществить самостоятельный выбор в принятии решения, важного для себя и для коллектива; осознание свободы и ответственности. Именно развитие самоуправления помогает им почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.

Кроме развития самоуправления, для формирования творческой личности студента необходимо повышение ответственности каждого преподавателя, который в течение всех лет обучения в вузе должен своими действиями, профессиональными и личностными качествами обеспечить профессиональное становление на личностном уровне.

Библиографический список:

  1. Корнилова А.Г. Профессиональная компетенция социального педагога // Сибирский педагогический журнал. — №6. — 2006. – С.35-39
  2. Кудрявцев А.В. Теория развития творческой личности: учебное пособие / А.В. Кудрявцева. – М.: Книжный дом, 2008.
  3. Николаева И.С. Профессиональная компетенция социального педагога // Мир науки, культуры, образования. — №4-1. – 2010. – С. 231-233.

References:

  1. Kornilova, AG Professional competence of social educator // Siberian Pedagogical Journal. — №6. — 2006. — P. 35-39.
  2. Kudryavtsev A.V. Theory of creative personality development: Textbook / A.V. Kudryavtseva. — M.: Book House, 2008.
  3. Nikolaeva I.S. Professional competence of social educator // The world of science, culture and education. — №4-1. — 2010. — P. 231-233.