Впервые понятие «материнский капитал» было услышано в послании президента В.В. Путина Федеральному собранию 10 мая 2006 года. В выступлении президент особое внимание уделил свое внимание вопросам демографического развития общества и предложил повысить выплаты матерям по уходу за детьми до полутора лет, увеличить льготы для многодетных семей и рассмотрел внедрение  материнского капитала.

Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», который регулирует порядок получения права на материнский капитал и процесс реализации этого права был принят Госдумой и вступил в силу с 1 января 2007 года.

Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», государственный сертификат на материнский (семейный) капитал это «именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры

В систему законодательства, обеспечивающего реализацию дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей входят различные по своей юридической направленности нормативно-правовые акты:

  1. Федеральный закон от 29.12.2006 №256-ФЗ (ред. от 23.05.2015,) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;
  2. Федеральный закон от 28 апреля 2009 года № 72-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан»;
  3. Федеральный закон от 28 июля 2010 года № 241-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о порядке предоставления единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала»;
  4. Федеральный закон от 20 апреля 2015 года № 88-ФЗ «О единовременной выплате за счет средств материнского (семейного) капитала».

К числу подзаконных нормативных актов, формирующих систему законодательства о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, относятся:

  1. Постановление Правительства РФ от 20.07.2007 N 457 (ред. от 12.10.2013) «Об утверждении Правил перевода средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации»;
  2. Постановление Правительства от 12 декабря 2007 года № 862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий»;
  3. Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 N 926 (ред. от 14.07.2014) «Об утверждении Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов»;
  4. Постановление Правительства РФ от 18 августа 2011 года № 686 «Об утверждении Правил выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала».

Актуальность данного исследования заключается в том, что исследуемая дополнительная мера государственной поддержки семей, имеющих детей — материнский (семейный) капитал, введенный с 1 января 2007 года, стимулирует повышения рождаемости в Российской Федерации.

Анализируя направления расходования материнского капитала, отметим, что в основном семьи направляют средства государственной поддержки семьям с детьми на улучшение своих жилищных условий. В связи, с чем как начала действовать программа «Материнский капитал», многие российские семьи получили возможность купить новые квартиры, построить дома,  реконструировать или отремонтировать  жилья, тем самым улучшить свое домашнее место обитания. Укажем, что, наибольшее число семей распорядились средствами материнского капитала на улучшение жилищных условий — 96,3 % от общего количества распорядившихся. Причем 67,4 % из них направили средства на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам, полученным в целях приобретения или строительства жилья.

Также благодаря материнскому капиталу появилась реальная возможность обеспечить получение образования всеми детьми в семье, так как семьи могут потратить материнский капитал на образование.

Федеральным законом разрешено использовать материнский капитал на оплату детского сада. Детский сад при этом может быть как частным, так и государственным. Главное, чтобы у него была лицензия, и он прошел государственную аккредитацию.

Одной из возможностей использования средств федерального материнского капитала является направление всей или определенной части суммы капитала на формирование накопительной части пенсии матери, родившей или усыновившей второго или последующего ребенка.

Низкая рождаемость и отсутствие материальной поддержки семей с детьми стали рассматриваться как основные причины кризисной демографической ситуации. Многие молодые семьи не могут решиться на рождение детей не только вследствие серьезности данного шага, но и отсутствия возможностей их обеспечить, дать им достойное образование и жилье.

На сегодняшний день демографическая ситуация в России является одной из наиболее острых социально-экономических проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Динамика численности населения
Российской Федерации, тыс. чел.

 

Колебание численности населения Российской Федерации непосредственно отражает этапы хозяйственного освоения ее территории:
С начала 2000-х до начала реализации программы «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», количество рождений прибавлялось в среднем по 38 тысяч в год. Это следует связать с тем, что люди начали реализовывать свои цели, которые были отложены из-за не легкого финансового состояния многих российских семей 90-х годов.

Рисунок 2 – Динамика численности населения Российской Федерации

с момента вступления в силу Федеральной программы

 «Материнский (семейный капитал), тыс. чел.

В последующие семь лет (2007–2015гг.) благоприятных демографических предпосылок не ожидалось. Численность родившегося населения начало сокращаться, и эксперты прогнозировали снижение рождаемости, которое началось примерно с 2010 года. Однако фактически за десять лет материнского капитала рост рождаемости только увеличился. В среднем ежегодное прибавление рождаемости населения составило свыше 60 тысяч, данный результат оказался в полтора раза больше, чем показатели предыдущих семи лет.

Рисунок 3 —  Общий коэффициент рождаемости в

Российской Федерации, промилле

С начала 90-х годов произошел резкий спад индикатора рождаемости, смертность в Российской Федерации превысила рождаемость. Начиная с 1992 года, в России рождаемость снизилась ниже уровня простого воспроизводства. Минимум рождаемости был зафиксирован в 2002 году (1,3 ребенка на женщину). По данным Федеральной службы государственной статистики в 2009 году численность населения России стабилизировалась.

По показателям рисунка 3 можно сделать вывод, что 2005 год можно назвать «кризисным», с точки зрения рождаемости. Однако численность населения стала постепенно восстанавливаться с 2007 года, и, безусловно, практика материнского (семейного капитала) оказала влияние на рост рождаемости в регионах РФ, но все таки не стоит забывать, что родителями вторых по очереди детей, рожденных во время действия программы, являются родители, которые родились в 80-е годы, а известен факт того, что в то время был всплеск рождаемости населения на территории Советского союза.

В данном исследовании рассмотрим показатель суммарного коэффициента, который является более точным индикатором уровня рождаемости. Он показывает среднее число рождений у одной женщины.

Рисунок 4 —  Суммарный коэффициент рождаемости

 в Российской Федерации, промилле

Анализируя данные рисунка 4 отметим, что суммарный коэффициент рождаемости увеличился с 2007г. к настоящему времени на 0,291 и причиной тому стала исследуемая Федеральная программа, в настоящее время значение его составило 1,707.

Далее рассмотрим динамику размера материнского капитала, который с момента ввода программы с 2007 по 2015 ежегодно индексировался  государством, а с 2016 года – вот уже как два года индексация прекращена.

Таблица 1 – Динамика размера материнского (семейного) капитала в российской Федерации, тыс. руб.

Годы Значение материнского (семейного) капитала, тыс. руб. Абсолютный прирост

(цепной), тыс. руб.

Абсолютный прирост

(базисный), тыс. руб.

Темп прироста

(цепной), %

Темп прироста (базисный), %
2007г. 250 000    
2008г. 276 250 26 250 26 250 10,5 10,5
2009г. 312 162 35 912 62 162 13 24,86
2010г. 343 378 31 216 93 378 9,99 37,35
2011г. 365 698 22 320 115 698 6,50 46,28
2012г. 387 640 21 942 137 640 6 55,05
2013г. 408 960 21 320 158 960 5,49 63,58
2014г. 429 408 20 448 179 408 5 71,76
2015г. 453 026 23 618 203 026 5,50 81,21
2016г. 453 026 0 203 026 0 81,21
2017г. 453 026 0 203 026 0 81,21

 

Для визуального восприятия отразим динамику материнского (семейного) капитала на графике.

Рисунок  5 —  Динамика размера материнского (семейного) капитала в Российской Федерации, руб.

Как следует из данных, представленных в таблице 1 и на рисунке 5, в 2007 году материнский капитал составлял 250000 рублей. Отметим, что из года в год сумма материнского капитала подвергалась индексации и за девять лет к 2015 году она выросла на 203 026 тыс. рублей или на 81,2%.

Ниже покажем динамику соотношения индекса роста размера материнского капитала и индекса роста цен.

Рисунок 6 —  Динамика соотношения индекса роста размера капитала

и индекса роста цен в Российской Федерации

В статье выявлена зависимость индекса роста материнского капитала и индекса потребительских цен. На основе данных Росстата индекса цен и рассчитанного в работе индекса размера материнского (семейного) капитала отметим, что с начала ввода в действия исследуемой программы рост на мат. капитал был гораздо выше, чем индекс цен, особенно в 2009г.

Однако, с 2010г. наблюдается его резкое снижение до 2014г.  и с этого времени отмечается параллельный рост двух индексов, но к настоящему времени индекс цен выше, чем индекс материнского капитала в связи с тем, что с 2016г. индексация прекращена и размер материнского капитала на 2016г. и 2017г. останется на прежнем уровне, на уровне 2015г, по решению главы государства в связи с экономическим кризисом в стране.

Анализируя данные рисунка 7 отметим, что темпы роста коэффициента рождаемости увеличиваются с каждым годом, несмотря на то, что значение материнского капитала уже третий год удерживается на одном количественном уровне, то можно предположить, что программа «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» положительно влияет на рождаемость населения.

Рисунок 7 – Соотношение темпов роста коэффициента рождаемости населения и выплат материнского капитала с 2007 по 2014 гг. в Российской Федерации, %

Темп роста суммы материнского капитала превышает темпы роста родившихся, когда с 2007 по 2014 годы наблюдается рост рождаемость, но в 2013 году произошел спад, а 2014 году по сравнению с 2013 годом произошло увеличение незначительно. Забегая вперед, можно предположить, что 2015 году можно ожидать, что рождаемость снизиться в связи с экономическим кризисом.

В рамках данного исследования также проведен корреляционно-регрессионный анализ зависимостей, который основывался на данных с 2007г. т.е. с момента вступления в силу Федеральной программы «Материнский (семейный капитал)»  по 2014 г. (после 2014 года в настоящее время нет статистических данных по отобранным факторным признакам) осуществлен с помощью пакета прикладных программ «Statistica».

Итак, результативным фактором в нашем исследовании будет являться размер материнского (семейного капитала):

— размер материнского (семейного) капитала, руб..

В составе факторных переменных, на наш взгляд, собраны важнейшие показатели, на которые могут оказать  влияние размер материнского капитала:

-общий коэффициент рождаемости, промилле;

 — суммарный коэффициент рождаемости.

Исходя из экономической сущности  исследуемых факторных  признаков, можно сказать, что причинно-следственная  связь наблюдается между всеми факторными.

В рамках осуществления анализа были исчислены парные коэффициенты корреляции и построена матрица парных коэффициентов корреляции.

Таблица 2 – Корреляционная матрица взаимосвязи значения материнского капитала, общего коэффициента рождаемости и суммарного коэффициента рождаемости в Российской Федерации

   y1  x1  x2  x3
 y1 1,00 0,97 0,97 0,74
 x1 0,97 1,00 0,96 0,62
 x2 0,97 0,96 1,00 0,60
 x3 0,74 0,62 0,60 1,00

 

Анализируя матрицу парных коэффициентов корреляции, можно сказать, что значимы все коэффициенты корреляции между исследуемыми признаками.

Из матрицы взаимосвязей видно, что наименьший коэффициент парной корреляции наблюдается между размером материнского (семейного) капитала и численностью населения =0,74, но в то же время отмечается сильная прямая связь между указанными индикаторами, это говорит о том, что при увеличении размера материнского капитала увеличивается и численность населения Российской Федерации

Анализируя матрицу парных коэффициентов можно также отметить, что столь тесная связь=0,97 и =0,97, создающая явление мультиколлинеарности существует между  – размером материнского (семейного) капитала и  – общим коэффициентом рождаемости и– суммарным коэффициентом рождаемости.

Считается, что если в матрице парных коэффициентов встречается коэффициент, для которого  то это свидетельствует о наличии мультиколлинеарности.

Также тесные связи =0,96, говорящие о наличии мультиколлинеарности, существуют между  – общим коэффициентом рождаемости и– суммарным коэффициентом рождаемости.

Исходя из рассчитанного значения коэффициента корреляции, который составил  0,97, можно сделать вывод, что с ростом суммы материнского капитала, количество родившихся увеличивается и соответственно число детей приходящихся на одну маму увеличивается, это в свою очередь удовлетворяет цель Федеральной программы «Материнский (семейный) капитал».

Демографической ситуации субъектов Российской Федерации во многом присущи те же черты, что и воспроизводству страны в целом, но при этом интересным для исследования представляется выделение однородных групп регионов по демографическим характеристикам.

В рамках этого проведен кластерный анализ с целью территориальной дифференциации  субъектов Российской Федерации и выявлены типологические группы по регионам РФ с помощью кластерного анализа реализованного также с использованием статистического пакета обработки данных  STATISTICA.

В целях исследования дифференциации демографического развития Республики Саха (Якутия) в работе была сформирована следующая система индикаторов за 2014 год по субъектам Российской Федерации:

— коэффициент рождаемости, промилле

-коэффициент смертности, промилле

— коэффициент естественного прироста

— суммарный коэффициент рождаемости

— ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет

Таким образом, в результате применения метода кластеризации по 84 субъектам Российской Федерации, включая г. Москва были получены 3 кластера, явившиеся искомой совокупностью демотипов — территорий со сходными демографическими характеристиками. Отметим, что число кластеров задавалось вручную.

Таблица 4 — Средние значения показателей демографического развития субъектов российской Федерации

Кластеры Первый кластер Второй

кластер

Третий

кластер

Средние значения по показателям РФ
14,05 11,35 19,93 13,61
12,55 15,58 6,64 13,11
1,50 -4,24 13,29 0,51
1,83 1,58 2,36 1,79
69,63 70,02 71,68 69,96

 

В таблице 4 представлены средние значения индикаторов кластеров, по которым происходило объединение в группы, а также рассчитаны среднероссийские значения

В таблице 5 показано распределение субъектов Российской Федерации по кластерам.

Таблица 5 — Многомерная классификация субъектов Российской Федерации по основным показателям, характеризующим демографическую ситуацию

1 кластер – 45 регионов 2 кластер — 31 регион
г.. Москва, Республика коми, Архангельская область, Ненецкий автономный округ, Вологодская область, Калининградская область, Мурманская область, республика Адыгея, Республика Калмыкия, Краснодарский край, Астраханская область, Кабардино-балкарская, Карачаево-Черкесская, Республика Северная Осетия, Ставропольский край, Республика Башкортостан, Республика Марий-Эл,  Республика Татарстан, Удмурдская республика, Чувашская республика, Пермский край, Оренбургская область, Свердловская область, Тюменская область без автономных округов, Челябинская область, Республика Бурятия, Республика Хакасия, Алтайский край, Забайкальский край, Красноярский край, Иркутская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Камчатский край, Приморский край, Амурская область, Магаданская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область,  Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, верская область, Тульская область, Ярославская область, Республика Карелия, Ленинградская область, Новгородская область, Псковская область
3кластер — 8 регионов
Республика Дагестан,  Республика Ингушетия, Чеченская республика, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ –Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ, , Республика Тыва,  Республика Саха (Якутия)

 

В результате процесса кластеризации были получены группы территорий Российской Федерации называемые кластерами. Таким образом, в каждом из них существуют свои уникальные факторы, которые различным образом влияют на воспроизводство населения.

Первый кластер объединил 45 территорий Российской Федерации (с показателями, характеризующими демографический уровень выше среднероссийского уровня, отметим с достаточно высоким уровнем рождаемости и низким уровнем смертности.

Второй кластер включает в себя 31 субъект РФ.Для этих регионов характерна низкая рождаемость, высокая смертность, но в тоже время здесь проживают долгожители России.

В третий демотип вошли 8 регионов, таких как Республика Дагестан,  Республика Ингушетия, Чеченская республика, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ, , Республика Тыва,  Республика Саха (Якутия) Кластер положительно характеризуется по совокупности показателей демографического развития. Стоит обратить внимание, что сюда вошла и Республика Саха (Якутия). И из этого следует, что воспроизводство населения нашего региона благоприятно сказывается на формировании благоприятной демографической ситуации

Укажем, что в регионах Российской Федерации действую и программы регионального материнского капитала. В 2011 году президент России выступил с инициативой развития региональных программ помощи молодым семьям, которые осуществлялись бы за счет средств субъектов Российской Федерации и в каждом регионе, параллельно с государственным проектом, более адресно помогали бы семьям с детьми.

Например, материнский капитал с 2011г. в республике Саха (Якутия)  действует региональная программа «Республиканский материнский капитал «Семья». Региональный капитал в Якутии может получить молодая семья, соответствующая следующим условиям:

  1. в семье рожден либо усыновлен третий или последующий ребенок (важно, чтобы это произошло в период с 1 января 2011 года);
  2. родители и ребенок, в связи с рождением либо усыновлением которого возникает право на региональный капитал, должны иметь российской гражданство;
  3. семья должны постоянно проживать в Республике Саха – Якутия.

Правительство Республики Якутия установило величину регионального капитала. Она составляет 100 000 рублей. Важно знать, что ежегодно данная сумма индексируется с учетом уровня инфляции. В частности, в 2014 году данная сумма составляет 119 325 рублей. Использовать материнский капитал, выдаваемый региональными властями, можно, как полностью, так и частично, по следующим направлениям:

  1. на улучшение жилищный условий (то есть на приобретение, реконструкцию, строительство и ремонт жилого помещения, а также на оплату ипотеки);
  2. на оплату получения образовательных услуг детьми (ребенком);
  3. на оплату оказания детям услуг по медицинской реабилитации, санитарно-курортному лечению, высокотехнологичной медицинской помощи, даже если это осуществляется за пределами республики;
  4. на покупку транспортного средства;
  5. на развитие подсобного хозяйства (на приобретение сельхоз техники, в том числе).

Однако отметим, что не во всех регионах, которые вошли в третий кластер работаю региональные программы,  например в Ингушетии подобного опыта вообще нет, а в Тюменской области выплата составляет лишь 40000 рублей. На высокий уровень воспроизводства населения здесь оказывают иные факторы.

Подводя итог типологии, можно констатировать, что с ее помощью удалось показать разнообразие демографических процессов на территории Российской Федерации Знание региональной дифференциации демографического развития Российской Федерации важно не только для сравнения отдельных регионов по демографическим показателям, но и при разработке политики в отношении народонаселения.

В заключение проведенного исследования отметим, что введение с 1 января 2007 года материнского капитала дало огромный рывок, который послужил увеличению рождаемости в стране, так же благодаря этому был увеличен престиж института семьи.

Литература

  1. Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 N 256-ФЗ
  2. http://materinskij-kapital.ru/
  3. http://www.materinskiy-semeyniy-kapital.ru/