УДК 340.12

Представление о праве обуславливает многие аспекты развития общества, так как само право в необходимой степени утверждает справедливость, обеспечивает реализацию прав и свобод человека.

Знание недостатков и достоинств некоторой правовой доктрины поможет понять нам сущность права в целом и его отдельных механизмов.

Существует множество доктрин правопонимания, среди которых основными являются естественно- правовая, материалистическая, нормативистская, историческая, психологическая, социологическая. Такая множественность, прежде всего, определена приверженностью ученых к тем или иным политическим и идеологическим течениям, деятельность в различных исторических эпохах, обусловленными разным социально- экономическим и политическим развитием, а также нравственными ценностями и устоями, которые существовали в ту или иную эпоху.

Естественно- правовая доктрина правопонимания зародилась еще с появлением человечества, но более завершенную и точную форму приобрела лишь в период буржуазно-демократических революций XVII- XVIIIвв. Наиболее яркими приверженцами данной теории являются Т. Гоббс, Дж.Локк, А.Н. Радищев.

Естественно – правовая доктрина основана на том, что право человека является свойственной ему от рождения и поэтому источников права в законах не существуют, они существуют лишь в самой природе человека.

Представители данной теории утверждают, что право выступает наравне с моралью и другими нравственными ценностями, так как они составляют саму суть права определяя правотворчество и применение его в практику.

С развитием человечества доктрина все более развивается и совершенствуется. Так впервые о естественных правах было упомянуто в Декларации независимости США 1776 года: «мы считаем очевидным следующие истины: все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью». Сейчас же, появились такие формы естественного права как личная неприкосновенность, охрана здоровья, право на достоинство личности, право на образование, право на труд, отдых, право на индивидуальный облик, право на сопротивление угнетению.

По Н.И. Матузову и А.В. Малько главные достоинства естественно- правовой доктрины это:

  1. то, что естественно правовая теория правопонимания есть прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались первые буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй;
  2. сторонниками естественно-правовой теории верно замечено, что законы могут быть и неправовыми, но они должны приводиться в соответствие с правом, то есть с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство;
  3. доктрина провозглашает источником прав человека либо природу, либо Бога и тем самым выбивает теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур.

К недостаткам же относятся

  1. понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) умаляющего его формально- юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, ведь определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей, весьма затруднительно;
  2. такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.

Известный российский правовед, доктор юридических наук Алексеев С.С. пишет: «Позитивное значение естественно-правовой теории состоит в следующем:

— во-первых, она утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека;

— во-вторых, благодаря этой теории стали различать право и закон, естественное и позитивное право;

— в-третьих, она концептуально соединяет право и нравственность. Критическое замечание в адрес данной теории может состоять в том, что не всегда представление о праве как справедливом или несправедливом можно объективировать в правовой действительности».

По А.В. Якушеву достоинствами естественного права являются:

  1. прогрессивность
  2. признание за человеком его неотъемлемых прав и свобод
  3. допущение, что официальные законы не всегда соответствуют естественному праву (то есть нормам справедливости)

К основным недостаткам А. В. Якушев относит:

  1. прямое отождествление права и морали;
  2. противопоставление писаного (позитивного) и неписаного (естественного) права, то есть конкретных формально- определенных юридических норм и абстрактных идей;
  3. преувеличение роли неписаного права;
  4. различное понимание людьми идей справедливости

Среди главных достоинств доктрины ученые сходятся в том, что естественно- правовая теория утверждает права и свободы человека как высшую ценность, что право по данной теории, тесно сотрудничает с нравственностью, что делает ее гуманной и демократичной. Также ученые отмечают прогрессивность права, которое стало знаменем для начала буржуазно-демократических революций, повлекшее за собой установления демократического режима в государствах, являющееся оплотом естественно- правовой доктрины правопонимания.

Среди недостатков же они выделяют то, что разные типы правосознания и представления о праве как о справедливом и несправедливом не могут объективировать понимание о праве и идей справедливости. Также ученые уверяют, что преувеличение роли неписаного права и прямое отождествление права и морали повлечет за собой потерю представлений о законности и незаконности того или иного социально-правового явления.

Литература

  1. Алексеев С.С. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. / Архипов С.И. – Москва: Норма, 2005 – 496с.
  2. Бердяев Н.А. «Духовные основы русской революции», изд. «Аст» 2006г., 444стр.
  3. Бердяев Н.А. «Философия неравенства», изд. «Аст», 2006г., 349стр.
  4. Векшин Н.Л. «Антология афоризмов» изд. «Гамма» 1999г. 768стр.
  5. Венгеров А.Б. «Теория государства и права» изд. «Омега-Л» 2009г.,608стр.
  6. Матузов, Н.И. Теория государства и права. Учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько — Москва: Юристъ,  – 245с.
  7. Якушев А.В. Теория государства и права. Конспект лекций / А.Г.Буланова, Н.А. Кудрявцева – Москва: Приор – издат, 2005. – 192с.

 References
1. Alekseyev S.S. Teoriya gosudarstva i prava. Uchebnik dlya yuridicheskikh vuzov i fakul’tetov. / Arkhipov S.I. – Moskva: Norma, 2005 – 496s.
2. Berdyayev N.A. «Dukhovnyye osnovy russkoy revolyutsii», izd. «Ast» 2006g., 444str.
3. Berdyayev N.A. «Filosofiya neravenstva», izd. «Ast», 2006g., 349str.
4. Vekshin N.L. «Antologiya aforizmov» izd. «Gamma» 1999g. 768str.
5. Vengerov A.B. «Teoriya gosudarstva i prava» izd. «Omega-L» 2009g.,608str.
6. Matuzov, N.I. Teoriya gosudarstva i prava. Uchebnik / N.I. Matuzov, A.V. Mal’ko — Moskva: Yurist», 2004. – 245s.
7. Yakushev A.V. Teoriya gosudarstva i prava. Konspekt lektsiy / A.G.Bulanova, N.A. Kudryavtseva – Moskva: Prior – izdat, 2005. – 192s.