Научный руководитель: Людмила Степановна Ефимова,  д.филол.н., профессор , зав. Лабораторией сказительского искусства СВФУ им. М.К. Аммосова

Впервые народ долган упоминается в ответах, присланных администрацией Енисейской губернии в Российскую Академию наук в 1841 г., когда шла подготовка к экспедиции Александра Федоровича Миддендорфа.

В научной литературе первые известия о долганах, как об особом народе, имеются в труде А.Ф.Миддендорфа “Путешествие на Север и Восток Сибири” и в “Путевых отчетах и письмах” Александра Матиаса Кастрена.

Оба эти путешественники познакомились с долганами на территории современного Таймырского национального округа, первый – в 1843г., а второй – в 1846г.

В последствии изучением долган занимались А.А.Попов, Б.О.Долгих,  Г.Н.Грачева, П.Е.Ефремов,.

Борис Осипович Долгих- выдающийся советский этнограф и один из крупнейших сибиреведов ХХ века. В 1926 -1927 годах, получив рекомендацию от профессора В.В. Бунака, учавствовал качестве статиста-регистратора в Приполярной переписи, собрал обширные сведения о кетах, нганасанах, энцах, долганах, якутах и эвенках. С 1938 по 1940 годы он организовал этнографические экспедиции на Крайний Север, затем написал статью “Происхождение долган”.

Елизавета Ивановна Убрятова ездила в экспедицию к долганам в 1935-1937гг. и записала 50 сказок, 119 песен, 112 загадок  на 500 страниц текста. Материалы были опубликованы в книге «О языке долган» в 1966 году с 41 по 68 страницы.

Андрей Александрович Попов — советский этнолог-сибиревед, изучавший шаманизм народов Сибири.В 1930-1931 гг. А.А.Попов по заданию Комиссии по изучению естественных производительных сил и Музея антропологии и этнографии Академии наук СССР совершает первую длительную научную командировку на полуостров Таймыр с целью изучения коренного населения долган, ранее практически неиследованных. В 1936-1938 гг. в составе Тавгийской этнографической экспедиции А.А.Попов вновь посещает Таймыр. В этнографической науке А.А.Попов больше известен как выдающийся исследователь малочисленных северных народов – нганасан и долган, по сути, впервые открывший их в научном мире. А.А. Попов был прекрасным знатоком долганского фольклора, одним из первых переводчиков их образцов. Им был подготовлен и опубликован сборник “Долганский фольклор” в 1937 г. Часть из его ранее необупликованного архивного материала по долганскому фольклору, собранного им еще в 30-е годы, вошла в том “Фольклор долган” в академической серии “Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока”, вышедшем в 2000 году.

Прокопий Елисеевич Ефремов был собирателем и издателем якутского и долганского фольклора, редактором и переводчиком фольклорных произведений на русский язык. В 1984 г. опубликована монография ученого «Долганское олонко», где впервые исследуется самый крупный жанр долганского фольклора — олонко, система его образов, художественно-изобразительных средств, вопросы сказительской традиции, сюжетно-композиционной структуры. Им был подготовлен том «Фольклор долган».

Таким образом, раньше исследователями были рассмотрены быт и культура долган. В конце ХIХ века была опубликована монография «О долганском олонко». На современном этапе долганский эпос принадлежит к числу малоизученных эпосов. Актуальность исследования долганского олонко состоит в том, что, если не считать отдельные публикации на русском языке, он широкой научной и читательской общественности не известен, поэтому изучение долганского эпоса является одной из актуальных проблемв российском эпосоведении.В этой связи наиболее необходимым пока считается изучение образов, сюжетов и поэтики долганского олонко в сравнительно-сопоставительном плане с текстами олонхо северных якутов.