Каждому родителю в какой-то момент приходится столкнуться с проблемой: как научить и помочь ребенку быстро, не затрудняясь выучить таблицу умножения и деления. Ведь не все дети обладают хорошей механической памятью, каждому нужен свой подход, своя наиболее эффективная методика. Выбор того или иного варианта зависит от характера ребенка, его интересов и способностей.

  1. 1. Понятие смысла умножения – замена одинаковых слагаемых соответственной записью и наоборот, т.е. учиться считать быстро.
  2. Создание мотивационной основы – решение интересных задач типа: «98 мальчиков пришли в школу. Каждый принес в кармане 5 полезный вещей. Сколько полезных вещей принесли мальчики?»
  3. Формирование обобщенных способов умственной деятельности – построение самими детьми таблицы.
  4. Изучение частных случаев» умножения с одновременным заполнением таблицы.
  5. Изучение табличных случаев умножения, начиная с конца, а не сначала (Истомина Н.Б.).
  6. Изучение переместительного свойства и «рифмованных» случаев умножения (2х2, 3х3, и т.д. «узелки на память»).
  7. Изучение взаимосвязи умножения и деления.

На уроках математики в начальной школе формированию навыков умножения и деления уделяется очень большое внимание   в виде различных  упражнений, заданий, игр. Собраны самые разнообразные приемы для объяснения и отработки всех существующих приемов в соответствии с изучаемыми на уроках темами, они рассчитываются на самые разные уровни подготовленности детей: это и самые простые приемы и те, которые требуют применения знаний, полученных на предыдущих этапах обучения:

— прием счета «двойками», «тройками» и т.д.;

— прием последовательного сложения – основной прием получения результатов табличного умножения (данный прием связан со смыслом действия умножения как сложения одинаковых слагаемых);

— прием прибавления слагаемого к предыдущему результату;

— прием взаимосвязанной пары (2х6, 6х2);

— прием запоминания последовательности случаев с ориентацией на возрастание второго множителя;

— прием внешней опоры – используется рисунок или прямоугольная таблица чисел;

— прием запоминания таблицы с конца;

— прием пальцевого счета.

Важным звеном в изучении таблицы умножения являются различные  математические дидактические игры – одна из форм учебной деятельности. Обучение с привлечением игровых приемов заставит ребенка вникнуть в задание, по-настоящему заинтересоваться предметом умножения и забыть о нежелании учить таблицу умножения. Одно из главных правил запоминания гласит: интересное запоминается лучше и быстрее. Если мы сможем пробудить интерес к умножению и делению, то уже сделаем половину дела.

В 1996 году на семинаре «Педагогические мастерские» учителя из Франции представили свой подход к изучению таблицы умножения. На основе этого подхода преподаватель математики и методики преподавания математики педколледжа  № 2 г.Санкт-Петербурга М. А. Остапенко разработала уникальные познавательные игры, помогающие не только легко выучить таблицу умножения, но и подготовиться к дальнейшему изучению математики

Игры, предлагаемые М.А.Остапенко, предназначены для совместной работы взрослого и ребенка. Если ребенок испытывает трудности в запоминании таблицы умножения или отказывается ее заучивать, предложите ему построить свою таблицу и разместить ее там, где он занимается. Пусть он постоянно к ней обращается, предлагайте игры с числами поиграть вместе с друзьями. В игре процесс запоминания ускоряется.

  1. Домино. Из плотной бумаги вырезать карточки и красиво написать на них выражения в левой части и числа – в правой части. Дальше играть по правилам домино.
  2. Цветной паркет. Этапы игры: построение таблицы; построение паркетов; заучивание таблицы; умножение и деление без помощи таблицы; совмещение паркетов.
  3. Квадраты «Пифагорчики». Виды игры: «Искатели», «Муха», «Зал драгоценностей», «Запоминай», «Кто быстрее?»
  4. Самодельные настольные игры – «Автогонки», «Бег с препятствиями»

В настоящее время  различные игры можно купить в магазине. Это и книги-раскраски, и говорящие таблицы, и аудио-таблицы и т.д. Однако игры, которые ребенок сделал сам или совместно с родителями, берегутся, передаются младшим детям, приносят больше радости, чем покупные. Эта радость совместной работы бесценна, прочувствуйте ее.

Список использованной литературы:

  1. М.А.Остапенко. Как выучить таблицу умножения. Санкт — Петербург. 2007 г.
  2. Т.В.Ушакова. Учимся считать быстро. Санкт – Петербург. 2007 г
  3. Т.К.Жигалкина. Игровые и занимательные задания по математике. Москва. Просвещение. 1986 г

References:

  1. M.A.Ostapenko. How to learn the multiplication table. St. Petersburg. 2007
  2. T.V.Ushakova. Learning to count quickly. St. Petersburg. 2007
  3. T.K.Zhigalkina. Game and entertaining job in mathematics. Moscow. Education. 1986