Очень часто причиной детской агрессии является семья, агрессивное поведение ее членов в обыденных жизненных ситуациях – крики, ругань, хамство, унижения, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще, если ежедневно наблюдает ее у взрослых, если она стала нормой его жизни.

Проблема детской агрессии — проблема родителей, это недостаток воспитания.

В осуществлении практического этапа четко выступают три стадии, имеющие свои конкретные цели: констатирующий, формирующий и контролирующий.

На первом этапе экспериментального исследования мы провели диагностику агрессивности у ребенка, разработанную Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М для классных руководителей 2 и 3 классов.

Экспериментальное исследование проводилось в три этапа, во 2 классе (экспериментальный)  в средней общеобразовательной школе деревни. В классе обучается 14 учащихся, из них 7 мальчиков и 7 девочек. Контрольный класс — 3 класс, обучается 12 учащихся, из них 6 девочек и 6 мальчиков. Для решения поставленной цели данного исследования были использованы следующие методы:

  • анкета – опрос для оценки роли семьи в детской агрессии;
  • диагностика агрессивности у ребенка (Лаврентьева Г.П и Титаренко Т.М;
  • проективная графическая методика «Кактус» (М.А. Панфиловой);

До  начала исследовательской работы мы провели анкету – опрос для оценки роли семьи в детской агрессивности младших школьников, состоящий из 3 вопросов

Цель: выявления агрессивности у ребенка в школе. Это диагностика предназначена для того, чтобы выявив агрессивного ребенка, в дальнейшем смогли выработать стратегию поведения с ним, и помочь ему адаптироваться в коллективе.

Анкета состоит из 20 утверждений, положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Интерпретация результатов: высокая агрессивность — 15—20 баллов, средняя агрессивность —7—14 баллов и низкая агрессивность —1—6 баллов.

По результатам проведенной диагностики мы можем сделать вывод о том, что у экспериментальной группы 8 учащихся качество агрессивных проявлений находится на среднем уровне, у 4 уровень агрессивности снижен, а у 2 учащихся высокая оценка агрессивных проявлений.

В связи с этим были выбраны 2 учащихся с высоким уровнем агрессивных проявлений. Характеризуя, их учитель часто говорила, о менее добросовестном выполнении домашнего задания и обязанностей. Они часто ведут себя нервно и в контактах с другими детьми менее миролюбивы, чем их неагрессивные сверстники.

По результатам проведенной диагностики мы можем сделать вывод о том, что у контрольной группы 3 учащихся качество агрессивных проявлений находится на среднем уровне, у 6 уровень агрессивности снижен, а у 2 учащихся высокая оценка агрессивных проявлений.

Методика «Несуществующее животное»  М.З. Друкаревич.

Цель тестирования:

  • изучение уровня тревожности ребенка;
  • изучение уровня самооценки;
  • изучение внутреннего мира ребенка;
  • определение взаимоотношений ребенка с окружающим миром;

Этот метод построен на теории психомоторной связи. Дети нарисовали животное, которое не существует в природе (нельзя использовать героев сказок и мультфильмов), дали несуществующее имя. Из испытуемых 2 учащихся нарисовали «цыклопа» и «трелли. Обработок много, а именно по агрессии присущи «рот с зубами» — это вербальная агрессия, в большинстве случаев – защитная именно эти дети огрызаются, задираются, грубят в ответ на обращение к ним отрицательных свойств, осуждений, порицаний.

Таким образом, результаты констатирующего этапа исследования требуют от нас проведения формирующего эксперимента в соответствии с педагогическими условиями.

В следующем этапе эксперимента – составили план экспериментальной работы по коррекции агрессивности у младших школьников. В формирующем этапе по плану эксперимента было проведено занятие во 2 классе. А  в контрольном 3 классе по теме исследования занятие не проведено.

Программа формирующего этапа

Цель формирующего этапа: коррекция агрессивности (снижение уровней агрессивности).

Задачи: разработать систему занятий, игр, рекомендации на снижение агрессивности у младших школьников.

Для снижения агрессивности у учеников 2 класса СОШ, были проведены коррекционные игры и упражнения.

Тематический план проведения формирующего этапа эксперимента.

 № занятия Наименование разделов и тем Форма занятия Всего минут, часов
1 Методы и способы Занятие, беседа 30
2  «Обзывалки» Подвижная игра 30
3 «Конструктор» Совместная настольная игра 40
4 Арт –терапия Рисунок 45
5 Песочная терапия Работа с песком 45

Упражнения, направленные на обучение ребёнка приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности, а также на отреагирование негативной ситуации в целом.

На первой стадии отреагирования гнева использовала следующие методы и способы: комкать и рвать бумагу; бить подушку или боксёрскую грушу; топать ногами; громко кричать, используя «стаканчик» для криков или «трубу» из плотной бумаги; пинать ногой подушку или консервную банку; написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу; втирать пластилин в картонку. Дети все этим упражнением заинтересовались и все выполняли.

Контролирующий этап

В контролирующем этапе эксперимента с целью проверки эффективности формирующего этапа эксперимента, были проведены контрольный опрос и диагностика в экспериментальном и контрольном классах. Диагностика агрессивности у ребенка, разработанная Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М для классных руководителей 2 и 3 классов.

Результаты диагностики 2 (экспериментального) класса в констатирующем и контролирующем этапе эксперимента.

Диагностика учащихся экспериментального 2 класса показала, что высокая агрессивность снизилась на 6 % (1 ученик), средняя агрессивность снизилась на 1 % (1 ученик) и низкая агрессивность повысилась на 5,6 % .

Заключение

В работе мы достигли поставленной цели – выявили особенности проявления агрессивности в младшем школьном возрасте и проанализировали пути её преодоления

Таким образом, в результате проведенного экспериментального исследования, мы можем сделать вывод о том, что у каждого учащегося данного исследования в характере присутствует агрессивность. У кого-то она имеет оборонительные, доброкачественные формы, у кого-то, уже перешла и в деструктивную, злокачественную область. Но как бы это ни было мы взрослые должны помогать предотвращать появление агрессии и контролировать её. Надеюсь, что педагоги и в первую очередь родители смогут для себя сделать определенные выводы и обратить детскую агрессию в положительное русло.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. М., 2001. – 512с.
  2. Ковалев П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании

структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения.  —    СПб., 1996.

  1. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. – 1996. — №5. – С.3-18.
  2. Фурманов И.А. Детская агрессивность. М., 1996. – 192с.

 

REFERENCES

  1. Berkowitz, L. Aggression. Causes, consequences, and control. M., 2001. – 512с.
  2. Kovalev P. Age-sexual features of reflection in the consciousness the structure of his own aggression and aggressive behavior. — SPb., 1996.
  3. Rean A. A. Aggression and aggressiveness of the personality // Psychological journal. – 1996. — No. 5. – C. 3-18.
  4. Furmanov I. A. Children’s aggression. M., 1996. – 192с.