УДК 338.2

Стратегическое планирование — составная часть всей системы управления. Это особый вид управленческой деятельности, который заключается в разработке стратегических решений, предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе и адаптацию к изменяющимся особенностям внешней среды.  Ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения отнесено принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Учитывая, что деятельность публичной власти направлена на благо людей, главная цель программ социально-экономического развития муниципалитетов — повышение качества жизни населения.

На сегодняшний день основные понятия и, особенно, методология стратегического планирования развития муниципальных образований не достаточно полно определены нормативно-правовой базой федерального и регионального уровня. Так, Федеральный закон № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» в общих принципах определяет возможности использования этого института развития, дает определение терминам «программа» и «концепция» и выделяет этапы кратко-, средне- и долгосрочного планирования.

Из вышеуказанного документа следует, что концепция социально-экономического развития — это система представлений о стратегических целях, приоритетах и важнейших направлениях социально-экономической политики, а также средствах реализации указанных целей. В то время программа развития считается комплексной системой целевых ориентиров
социально-экономического развития и средств достижения указанных ориентиров, включая комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных, финансовых мер, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам.

Приказом Минрегиона РФ № 14 «Об утверждении требований к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации» необходимый понятийный аппарат дополнен определением термина «стратегия», но только применительно к документам долгосрочного планирования развития субъекта Российской Федерации. Региональное законодательство устанавливает более четко очерченные рамки методологии стратегического планирования для муниципальных образований.

Таким образом, несмотря на кажущуюся законодательную и теоретическую определенность, на практике орган местного самоуправления, как основной разработчик, а впоследствии, после принятия проекта представительным органом власти, и основной ответственный за реализацию программы, сталкивается с большим количеством затруднений. Как же на практике муниципалитет может решать проблемы обеспечения организации стратегического планирования? Предлагается рассмотреть опыт МО «Ленский наслег» в части разработки и реализации Программы социально-экономического развития.

Положение о порядке разработки, принятия и реализации комплексной программы определило содержание, порядок разработки, согласования, утверждения, реализации и корректировки Программы, а также порядок (механизм) взаимодействия органов местного самоуправления и иных участников муниципального планирования и управления. Программы социально-экономического развития муниципального образования «Ленский наслег» разработан согласно распоряжения Правительства РС(Я) от 28 сентября 2011 №1301-р «Об утверждении методических рекомендаций по разработке и реализации программ социально-экономического развития муниципальных образований на уровне поселений» (далее по тексту — программа), его рассмотрение, утверждение и реализация включают в себя следующие этапы:

  • принятие решения о разработке программы;
  • разработка проекта программы;
  • согласование проекта программы в управлениях и отделах администрации муниципального района;
  • доработка проекта программы в соответствии с замечаниями администрации муниципального района;
  • утверждение проекта программы представительным органом местного самоуправления;
  • управление и контроль реализации программы;
  • оценка эффективности реализации программы.

Состав рабочей группы по разработке программы, куда входят специалисты администрации, депутаты представительного органа местного самоуправления, представители хозяйствующих субъектов
(по согласованию). Как видим, в механизм разработки и реализации Программы не был заложен учет разнонаправленных интересов населения, власти и бизнеса при разработке, принятии и реализации бизнес-проектов или планов развития. Необходимо выбрать принцип максимальной информационной открытости, стимулирующую вовлечение в процесс обсуждения проекта как можно большего числа представителей различных социальных групп населения, политических и профессиональных объединений. Также необходимо привлечь экспертные советы как обязательных разработчиков, а не по согласованию.

На основании ПСЭР МО «Ленский наслег» сформированы системы программных мероприятий, определены объемы, источники финансирования и целевые ориентиры выполнения программных мероприятий; выявлен комплекс приоритетных инвестиционных проектов, намеченных
к реализации на территории наслега, в том числе перечень объектов капитального строительства.

Отбор мероприятий и проектов для включения в проект программы должен производиться с учетом приоритетов и стратегических направлений социально-экономического развития муниципального района по следующим критериям:

  • значимость мероприятия для муниципального образования поселения;
  • реальность источников и объемов финансирования, в том числе
    за счет средств местного бюджета;
  • достижение требуемого конечного результата в установленные сроки.

При определении объемов финансирования программных мероприятий совершенно не обязательно жесткое требование по расчетам сбалансированности основных параметров собственных доходов и расходов бюджета муниципального образования. Программно-целевой метод подразумевает необходимость формулирования целей и приоритетов развития, а также методов качественного и количественного измерения
их достижения. Именно здесь бюджетно-экономическая составляющая выходит на первый план. Т.е. каким бы потенциалом ни обладал наслег, в итоге будут выбраны мероприятия взаимосвязанные с финансовым обеспечением наслега. И в следствие срок реализации стратегического плана наслега затянутся на года. И это притом, что охват программно-целевым походом к финансированию бюджетов отраслей в перспективе должен возрастать.

Таким образом, степень достижения целевого ориентира показывает
не только степень реализации того или иного мероприятия по заявленным приоритетам Программы, но и степень эффективности деятельности органов администрации МО «Ленский наслег».

Категория «риска» применительно к управлению развитием муниципальных экономических систем может быть рассмотрена как опасность потенциально вероятной потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с вариантом, который рассчитан на планируемое использование всех видов ресурсов в муниципальном сообществе. В проект Программы уже на стадии разработки заложена возможность «разумных» допустимых отклонений в параметрах социально-экономического развития наслега.

При ухудшении макроэкономических условий на мировых рынках, ослаблении рубля и недостаточном притоке капитала в экономику города инвестиционная политика города и перечень программных мероприятий будут пересмотрены в сторону альтернативного сценария с целью реализации специально разработанных антикризисных мероприятий по стабилизации экономики города.

Реализация стратегической программы развития муниципального образования в перспективе должна предполагать не только наличие бюджетного обеспечения на текущий год, но и разработку стратегического годового баланса финансовых ресурсов, учитывающего государственные финансы, вкладываемые в развитие территории муниципального образования, а также предпринимательскую деятельность на этой территории. Эта перспективная задача влечет за собой следующие задачи, а именно, необходимость разработки механизмов:

  1. Согласования и синхронизации стратегий регионального развития субъектов Российской Федерации, стратегий развития муниципальных образований и федеральных отраслевых стратегий. В настоящее время различные аспекты деятельности территориального планирования «разнесены» по различным ведомствам.
  2. Привлечение на развитие территории средств инвестиционных организаций и частного бизнеса путем их включения в процесс стратегического планирования.

Следует отметить, что в реализации мер поддержки хозяйствующих субъектов органы местного самоуправления ограничены полномочиями, установленными Федеральным законом № 131-ФЗ и бюджетным законодательством.

В заключение необходимо отметить, что имеющееся нормативно-правовое и методологическое обеспечение организации стратегического планирования развития муниципального образования не вполне адекватно сложности задач, возникающих перед муниципалитетами как разработчиками и основными ответственными за реализацию программ социально-экономического развития. Необходима взаимоувязка технологий стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования и муниципальной финансовой политики, внедрение программно-целевого подхода на всех уровнях планирования: долгосрочном, средне- и краткосрочном.

Необходимо переосмысление роли бизнеса и экспертного сообщества в процессе разработки и реализации документов стратегического планирования развития муниципалитетов, а также синхронизация стратегии развития муниципалитета со стратегий регионального развития субъекта Российской Федерации, со стратегиями муниципальных образований — соседей на территории субъекта Российской Федерации и с федеральными отраслевыми стратегиями крупных госкорпораций, филиалы которых находятся на территории муниципального образования.

В систему мониторинга реализации Программы целесообразно включить мониторинг возможных рисков социально-экономического развития наслега, разработку упреждающих мер и предложений
по изменению траектории развития, для чего в систему управления Программой целесообразно встраивать подсистему научного сопровождения.

Таким образом, вопросы разработки и обеспечения реализации программ социально-экономического развития муниципальных образований в сегодняшних условиях не могут эффективно решаться без совместной, согласованной политики, требующей проработки концептуальных задач на основе нормативного регулирования субъектов РФ, а также партнерства различных уровней власти и субъектов хозяйствования в стратегическом планировании.

Литература

  1. Присяжный М.Ю.: Анализ качества жизни при планировании регионального развития// Вестник СВФУ, Научный журнал, 2011, том 8, №2 апрель – июнь – 151 с.
  2. Программа социально-экономического развития муниципального образования «Ленский наслег» на 2012-2016 гг.
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// Российская газета: федеральный выпуск №3316. – 2003.